История становления комплаенс в медицине.
До середины XX века в медицине преобладал принцип патернализма: врач прописывает схему терапии (лекарственные препараты, нелекарственные процедуры, соблюдение диеты, избавление от вредных привычек, добавление в образ жизни физической активности и т.д.) — пациент это все неукоснительно соблюдает. Авторитет медицинских работников был велик. Но со временем ситуация поменялась: участились случаи самостоятельного изменения людьми врачебных указаний, что обычно влекло за собой ухудшение их состояния здоровья. В связи с этим в 1970-х годах и в медицинское сообщество пришло понятие комплаенса, ставшее неотъемлемой частью оценки эффективности лечебного процесса в ежедневной клинической практике и при проведении научных исследований. В российской системе здравоохранения о комплаенсе узнали пару десятилетий назад, переняв опыт зарубежной медицины.
Как работает медицинский комплаенс?
Если рекомендации врачей полноценно соблюдаются — можно говорить о высоком комплаенсе, если нарушаются — о низком. По данным американских медиков из-за низкой комплаентности каждый год погибает более 100 000 пациентов с различными заболеваниями. Также установлено, что около 10% всех случаев госпитализации связаны с несоблюдением назначений лечащего врача. Но не следует перекладывать всю ответственность за комплаенс на пациента. Эффективная система соответствия в медицине подразумевает и осознанность врачей. Уровень комплаентности определяется комплексом следующих факторов:
-Поведенческими действиями пациента;
-Профессионализмом медицинских сотрудников;
-Характером медицинского вмешательства;
-Социально-экономическими показателями.
Стоит иметь в виду, что приверженность к терапии снижается с течением времени, особенно при хронических заболеваниях. Практически половина всех пациентов, которым назначаются препараты для лечения хронических болезней на достаточно долгий или даже пожизненный срок, перестают их принимать уже через год в случае кажущейся низкой эффективности или плохой непереносимости, проявляющейся ухудшением самочувствия. Эта проблема остается актуальной и на текущем этапе развития мирового здравоохранения.
Способы повышения уровня комплаенс в медицине
Со стороны врачей попытаться повысить комплаентность пациента можно следующими несложными действиями:
- Конкретно и простыми словами озвучивать цели лечения. Если человек не понимает, для чего именно принимает тот или иной препарат, то он с высокой вероятностью будет игнорировать прием лекарств;
- Учитывать образ жизни пациента. То есть помимо назначения терапии обращать внимание и на его привычки. Например, тем, кто страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в дополнении к назначенным препаратам и процедурам напоминать о необходимости соблюдения диеты как одного из ключевых факторов стабилизации состояния;
- Предупреждать о возможных побочных эффектах от принимаемых лекарств и рассказать четкий план действия в случае их наступления;
- Писать рецепты, схему приема препаратов и различные рекомендации в легко читаемом виде, в идеале — в формате напечатанных инструкций;
- Обговаривать финансовые возможности пациента. Если вдруг его доход не позволяет купить предлагаемые лекарства, то обязательно нужно предложить более бюджетные, но достаточно эффективные аналоги.
На сегодняшний день, к сожалению, имеет место быть значительный разрыв между высоким уровнем медицинских знаний и неудовлетворительными показателями результатов лечения. Медицина добилась огромных достижений, но ни на статистике заболеваемости, ни на показателях смертности, ни на продолжительности жизни это глобальным образом не сказывается. Одна из весомых причин — некомплаентность пациентов, в основе которой лежит недостаток внимания к своему здоровью. Для изменения текущей отрицательной статистики в лучшую сторону важно найти некую связь между врачами и пациентами, которые должны прилагать все усилия для достижения общей цели — повышения уровня комплаенса в медицине.
Дата публикации: 09-09-2022Сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне ішкi талдау жүргізу туралы ХАБАРЛАНДЫРУ
2025 жылғы 01 шілдеден бастап, Маңғыстау облысы әкімдігінің денсаулық сақтау басқармасының ШЖҚ КМК «Облыстық перинатальдық орталығы» мекемесінің қызметіне сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне ішкі талдау жүргізіледі. [...]Уголовный кодекс Республики Казахстан
[...]Об административных правонарушениях
[...]Уважаемые посетители, пациенты, сотрудники!
Ақтауда комплаенс-офицерлердің оқуы өткізілді
11 Тамыз 2023 Ақтау қаласында «Бизнес пен квазимемлекеттік сектордағы комплаенс-қызметтер жұмысының тиімділігін арттыру» бойынша комплаенс-офицерлер оқуы болып өтті. Оқуға қатысқандар қатарында Облыстық перинатальдық орталығының сыбайлас жемқорлыққа қарсы [...]ПЛАН ВНУТРЕННЕГО АНАЛИЗА за 2023 года
[...]Сыбайлас жемқорлыққа қарсы комплаенс қызметінің ережесі
[...]Сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне талдау
Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы
[...]КОРРУПЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ЕЕ ВИДЫ
Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, [...]
блог руководителя
Епенова Жапырак Кенесхановна